Мастер Вячеслав Гавриченков

 

 

Все о самом большом моем фотоаппарате

 

Возврат на главную страницу.

У меня уже было три фотоаппарата формата 13х18см, но я все мечтал о более крупном формате, 18х24 см. Но где его возьмешь? Это большая редкость. Но все же случай представился. Как результат перестройки, т.е. всеобщего разграбления. Примерно в 1995 году.
Здесь я должен сделать небольшое отступление. Дело в том, что фотоаппарат 18х24см у меня раньше был, в начале 60-х годов. Самодельный! Unikum! Громоздкий. Но вполне дееспособный. И я им фотографировал. Вполне успешно. Но когда у меня появился первый настоящий деревянный фотоаппарат 13х18см, Уникум я забросил, а потом даже, наверно, сломал. Однако негативы и контактные отпечатки от Уникума сохранилтсь. И я должен буду рассказать, что это была за самоделка, и показать, как она работала.
Итак, перестройка. У нас в геологической экспедиции, неважно, где она находилась, была хорошая фотолаборатория, а точнее фотоцех, где выполнялись все необходимые фотоработы. Колдовал там мой хороший знакомый Валера. И вот фотолаборатория стала никому не нужна, и Валера стал кое-что из нее неучтенное реализовывать. Вот и перешли ко мне кое-какие химикаты, фотоматериалы и вот этот фотоаппарат 18х24см. Им Валера, конечно, не фотографировал. У него была современная репродукционная установка большого формата, а этот фотоаппарат просто лежал без дела. Вот он мне его и предложил за, можно сказать, символическую цену. Я его приобрел просто из любви к старине, не надеясь извлечь какую бы то ни было материальную выгоду. Да и сейчас не надеюсь...
И вот наступили хреновые полные неопределенности времена, 90-годы. Дело происходило в Казахстане. Я был на пенсии, но ее платили нерегулярно. Я возделывал огород и содержал скотину, коров. Кое-какой доход от этой деятельности был. По крайней мере с голоду я умереть не должен был, и у меня было собственное жилье. А также мои большие фотоаппараты! Химикаты, фотоматериалы и временами свободное от хозяйственных забот время. Вот только фотографировать было некого. Все население днями толклось на рынках. Продавало, покупало, торговалось, подсчитывало доходы и убытки. Другой работы у большинства не было. Из бывшей интеллигенции коровы были только у меня. Частью из-за отвращения к торговой деятельности. Бавает и такое! И тут меня осенило. Чем я сам не объект для фотографирования? Художники и фотографы, когда у них нет натуры, начинают делать автопортреты...

Но сначала об фотоаппарате. Он более простой конструкции по сравнению с фотоаппаратами 13х18 см, у которых имеется возможность наклонов кассетной части. Здесь этого нет. Переход от вертикального к горизонтальному кадру достигается поворотом всей кассетной части вместе с мехом. Для этого около объективной доски имеется поворотный кольцевой механизм (фотоаппараты 13х18 см делаются, как правило, с квадратной кассетной частью). Мех очень длинный, можно ставить чуть ли не метровый объектив. Тот объектив, который мне достался с фотоаппаратом, имеет фокусное расстояние 30 см. Опишу его.



Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.

Общий вид ФК 18х24 см с двумя
кассетами в сравнении
с малоформатной камерой

Укрупнение предыдущего снимка,
на котором можно хорошо рассмотреть
конструкцию объективной доски

Кликните на снимке, чтобы открыть окно с увеличенным изображением.

Оправа объктива бронзовая с патиной. Он тяжеленький, и его приятно держать в руках. Надписи на нем выгравированы, по-видимому, вручную, весьма тщательно, по-немецки, так сказать.



Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.

Объективная доска с объективом

То же с другим ракурсом

Читаем эти надписи. Karl Zeiss, Jena D.R.P. 84996. №16480. Anastigmat 1:9 F - 317 mm D.R.P. 56109 Диафрагма, деления: 40 34 24 17 12 8.5 6 4 3 . Даты изготовления нет, но это явно изделие XIX века. Интересно, что диафрагма промаркирована не в относительных единицах, а в абсолютных, т.е. от 40 до 3 мм.



Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.

Объектив отсоединенный
от объективной доски.

Объектив на объективной доске

Линзы объективы без какого-либо покрытия и без помутнения, т.е. в прекрасном состоянии. Изображение он дает резкое, контрастное, характерное для анастигматов. Очень хороший объектив и очень легкий для такого фокусного расстояния как 30 см. Правда со слабой светосилой.



Click here -> 400x600 пикс. Click here -> 400x600 пикс.

Бумажный негатив и отпечатанный с него контактно позитив.

В свободные часы я с большим удовольствием фотографировал этим фотоаппаратом в основном себя в зеркале трюмо, а также тех, кто подворачивался под руку и не отказывался позировать. В качестве негативного да и позитивного материала я использовал фотобумагу стандартного формата 18х24 см как тонкую контрастную и нормальную, так и картон полуматовую. После проявления и промывки негатива я в мокром виде прикладывал его к размоченной фотобумаге и экспонировал сквозь него под увеличителем. Для смягчения позитива использовал разнообразные прокладки (матовая карандашная калька, стекло и другие имевшиеся под рукой материалы). Этим приемом можно было очень широко варьировать окончательный результат.



Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.

Удаленный автопортрет
в зеркале

Автопортрет в зеркале

Интересно, как мне удалось решить проблему съемки самого себя со столь простым без механики объективом. Я из картона и черной бумаги соорудил управляемое ниткой приспособление, которое на несколько секунд открывало, а затем закрывало объектив незаметным движением руки. Так и фотографировал.


Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.

Рабочий момент

Автопортрет в интерьере

В общем, занятие было увлекательнейшее, и я ему предавался до тех пор, пока у меня не появилась простенькая видеокамера. Ниже Вы можете посмотреть цепую серию фотоснимков, сделанных большим фотоаппаратом на бумажных негативах. Обратите внимание на то, что в серии имеются фотографии одного и того же лица, различающиеся степенью размытия. Эффект этот, как я писал выше, достигнут с помощью различных прокладок между бумажными негативом и позитивом.

Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.

Эксперименты с большим фотоаппаратом я проводил, в основном, в павильонных условиях. На натуре фотографировал редко. Здесь были проблемы с отработкой выдержки. Ниже Вы видите одну из фотографий, сделанных на улице, во дворе дома также на бумажном негативе.

Click here -> 400x600 пикс.

А вот снимок, на котором изображены огромные подсолнухи перед домом, уникален. Он сделан камерой-обскурой. Тот же большой фотоаппарат, на котором вместо объектива прикреплен кусочек фольги с маленькой дырочкой, проколотой иголкой...


Click here -> 400x600 пикс.
Click here -> 400x600 пикс.

Подсолнухи во дворе

Натюрморт на тему
больших фотоаппаратов

 

Возврат на главную страницу.
Сайт создан в системе uCoz