Помню, что этот фотоочерк, помещенный в СФ №2 за 1990 год, произвел на меня очень большое впечатление
в год своего опубликования. Думается, что он не потерял своей актуальности и сейчас, в 2010 году.
Воспроизвожу очерк фотокорреспондента ТАСС Игоря Зотина "Малая Родина - боль моя, моя надежда"
полностью.
Я решил сделать цикл "Малая Родина" - о том, как пустеют а то и вовсе исчезают с географических карт
русские деревни, о том, как постепенно распространяется вширь и вглубь процесс деградации - и физической
и духовной - сельского населения России, того, которое некогда составляло костяк, основу ее благосостогяния
материального и крепости духовной. Отдыхал я как-то под Москвой, место ухоженное и для отдыха очень даже
приспособленное. И вдруг - как плетью по глазам - деревня Святино, которая овсем рядом. Все в ней было именно
так, как читано и слыщано стократно о гибели русской деревни.
Страшно стало за будущее того, что существует (или уже перестало существовать?) для миллионов моих
соотечественников как "Малая Родина", то есть единственное на Земле место, где человек родился и вырос,
а правильнее сказать, - место, где Земля его родила и вырастила. Снял я это честно - как видел и чувствовал.
Никого и ничего не хочу обличать. Оставлю это имеющему глаза. Я вот чего хочу: чтобы не "иди и смотри!",
а "смотри и иди!". Иди - в смысле действуй. Думай или руками что-то делай. Только не сиди, не останься
равнодущным.
В общем, от очерка о деревне Святино потянулась цепочка - и тянется по сегодняшний день: хочется тему
решать не с наскока, а глубоко, не просто "обозначить проблему", а сформировать вокруг нее общественное
мнение. Хочется заставить читателя сострадать - вот в чем дело.
Фотоочерк "Живет такой крестьянин" - очень важная для меня работа. Этот человек, слепой русский
крестьянин Василий Филиппович Филиппов - для меня не просто объект сострадания, как всякий нелегкой
судьбы человек, но некий символ моей Родины, моего народа, в который я верю и не перестану верить
никогда.
Впрочем, о том, как я снимал Василия Филипповича, нужно рассказать немного подробнее.
Во-первых, мне хотелось бы объяснить свое собственное психологическе состояние
во время съемки. Конечно, с самого начала работы, когда камера еще лежала в кофре,
пережил отношение к тому, как живет один этот человк, потерявший зрение в пятилетнем
возрасте. Живет, подчеркиваю, а не существует, все делая сам (единственное, в чем ему
помогают соседи - пасти корову). Первый порыв - жалость. Я как-то довольно быстро его
пережил и почувствовал в душе совсем дпугое - гордость за человека не сломавшегося
и не сдавшегося под давлением обстоятельств (господи, да сколько же раз мы, сдавая
в очередной раз какие-то жизненные позиции, ссылаемся на эти самые обстоятельства).
И я работал спокойно. Потому что душа успокоилась, обретя равновесие в убеждении: вот
она, моя Россия,- как ей ни плохо, а живет, выживет и будет жить; вот он мой народ, который сам
себе и поводырь, и пастырь.
... Я все равно буду снимать заброшенные деревни, разрушенные храмы. Буду снимать, потому что
верю: люди сюда придут. И деревни отстроят, и храмы поправят. И будут жить. Верю - и все.
От себя добавлю, что этот фотоочерк меня заинтересовал в немалой степени потому, что перипетии
перестройки обусловили мой теперешний отшельнический образ жизни, почти такой же как у этого
слепого старика. Разница только в том, что я зрячий и корову свою пасу сам. Возможно, я в будущем
помещу на сайте рассказ о своей любимой корове, которая помогает мне держаться на плаву и не
хандрить... А пока прочитайте рассказ Андрея Платонова о корове,
который я нашел на сайте korova-cow.ru.
Пронзительное, берущее за душу чтение. Вроде бы ни о чем рассказ, и секрет его воздействия непостижим.
В этом Платонов!
.
Возврат на главную страницу.
|